Октябрьский районный комплексный центр социального обслуживания населения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию условий для эффективной̆ коммуникации с инвалидами по слуху, зрению, использующими для передвижения кресло-коляску, с нарушениями умственного развития и с нарушениями опорно-двигательного аппарата

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по созданию условий для эффективной̆ коммуникации с инвалидами по слуху, зрению, использующими для передвижения кресло-коляску, с нарушениями умственного развития и с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Введение
В настоящий момент люди, имеющие визуально очевидные нарушения здоровья, а именно инвалиды по слуху, зрению, использующие для передвижения кресло-коляску, с нарушениями умственного развития и с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – инвалиды отдельных категорий), ежедневно противостоят множеству преград и преодолевают их для того, чтобы сохранять достойную жизнь и быть полноценным членом общества.
Конституционное право на достойную жизнь выражает сущность системы удовлетворения базовых потребностей человека, одна из которых — это потребность общения. Во все времена общение обладало важным социальным значением.
Учитывая направленность методических рекомендаций, понятие «общение» следует понимать в редакции «способность к общению», которое дано в приказе Минздравсоцразвития России  от 23 декабря 2009 года № 1013н (раздел 3 пункт г): «способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации».
Практика показывает, что подавляющее количество людей, не имеющие дела с инвалидами отдельных категорий, не знают, как с ними общаться. Они смущаются, теряются. Как результат, случаются спорные ситуации, в которых страдают обе стороны.
В качестве одной из задач в области реализации прав инвалидов отдельных категорий на независимость и участие в жизни общества рассматривается создание условий для эффективной̆ коммуникации. Вместе с тем, анализ литературы в отношении инвалидов отдельных категорий выявил дефицит такого материала.
Вышеизложенное обуславливает актуальность и необходимость разработки методических рекомендаций по созданию условий для эффективной̆ коммуникации с инвалидами отдельных категорий.
Данные рекомендации разработаны совместно с активистами Штаба и Югорчанами с инвалидностью с целью совершенствования навыков взаимодействия людей без инвалидности с инвалидами, принадлежащими указанным категориям. А также, с целью реализации положений статьи 8 Конвенции о правах инвалидов по проведению просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки инвалидов и детей-инвалидов, формированию отношения к ним как к равным членам общества.
Следует отметить, что рекомендации актуальны в бытовых, обыденных ситуациях с соседями, коллегами и просто прохожими. Речь идёт не об экстремальной ситуации, когда всё направлено на выживание человека, и не работают ни этика, ни деонтология.
Особенностью и новизной методических рекомендаций является направленность их содержания от имени самих инвалидов отдельных категорий. Методические рекомендации адресованы всем гражданам    Югры, нзависимо от их возраста, образования и профессионального уровня. 
При бытовом взаимодействии с инвалидами отдельных категорий целесообразно учитывать следующие 4 нормативно-правовых акта, в которых непосредственно говорится о необходимости проявления уважения к инвалидам: 
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
Конвенция о правах инвалидов (Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106. Ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ);
Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.);
Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».
Далее, указание о необходимости проявления уважения к инвалидам делегируется министерствам, а министерства уже создают рекомендации конкретно учреждениям по общению с инвалидами.
Однако, прежде всего, следует помнить, что в Российской Федерации государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина всем гражданам страны, в том числе и инвалидам отдельных категорий. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации).
 Что важно знать об инвалидности
Инвалидность — это не просто проблема со здоровьем. Это сложный феномен, отражающий взаимодействие между особенностями человеческого организма и особенностями общества, в котором этот человек живет.
Человеческое общество на разных исторических этапах по-разному относилось к лицам, имеющим те или иные нарушения в физическом или психическом развитии.
С первым появлением человека на Земле из-за скудного достатка, однородности и неразвитости потребностей людей того времени отношение к калекам и убогим было на уровне жалости. Милостыня для инвалидов была единственным способом выживания.
В СССР отношение к любому человеку было утилитарным, а экономика — экономной. инвалидов выселяли на периферию жизни, фактически запирая в специальных учреждениях или заставляя безвылазно сидеть в своих квартирах из-за отсутствия адаптационной среды для них и отторжения обществом. Государственная идеология способствовала формированию в общественном сознании представление о том, что в советском обществе проблем инвалидов не существует.
В современной России, как и во всём мире, забота об инвалидах отслеживается на государственном уровне. В вышеуказанном Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1) закреплено понятие «инвалид». Инвалидом признается «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». В свою очередь термин «ограничение жизнедеятельности» обозначает негативные аспекты взаимодействия между индивидом (в связи с изменением здоровья) и факторами окружающей среды.
Следует отметить, что именно Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», о снованный на положениях ряда международных актов, положил начало переходу от врачебно-трудовой к медико-социальной модели инвалидности как эволюционирующего понятия. Социальная модель инвалидности предполагает, что причины инвалидности кроются не в самом заболевании, а в существующих в обществе физических, организационных барьерах, стереотипах и предрассудках.
Более того, ни в одном законе государства права и свободы инвалидов отдельно не оговариваются, а предоставляются наряду со всеми гражданами России, предусматривая тем самым их равноправие.
Инвалидность принято подразделять на физическую, психическую и умственную.
Физически ограниченные люди испытывают трудности при передвижении, могут быть с плохим зрением или совсем его лишены и с нарушениями слуха, а также возможны нарушения со стороны внутренних органов и обмена веществ.
Умственная инвалидность подразумевает людей с задержкой развития и проблемами общения, а также испытывающие затруднения в речи или немые.
Психические расстройства включают в себя не только психические заболевания, но и нарушения памяти, внимания, воли, эмоций и восприятия действительности.
Кроме того, инвалидность может быть врождённой (генетические заболевания, врожденные пороки развития, деформации и хромосомные нарушения) и приобретённой (последствие травмы). У большинства инвалидов, вследствие тяжести расстройства, отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности и ограничение социальных функций.
Следует отметить, что генетические заболевания могут не только передаваться по наследству, но и возникать в результате новых, впервые появившихся мутаций. В геноме каждого новорожденного таких новых мутаций в среднем около полусотни, и среди них может оказаться и такая, что чревата развитием тяжелого заболевания. 
Есть такие слова, при употреблении которых можно оскорбить человека, ведь смысл, который в них вкладывается, не просто очень важен - он способен создавать стереотипы или разрушать их. А это формирует самоощущение человека.

ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ

НЕКОРРЕКТНО ЗВУЧИТ

Человек с инвалидностью 

Инвалид

Человек с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

Человек с ограниченными возможностями

Человек с инвалидностью по зрению (слуха)

Больной; с проблемами здоровья

Человек (ребенок) с синдромом Дауна

Даун, слабоумный, отстающий в развитии, умственно неполноценный

Человек (ребенок) с карликовостью

Карлик

Человек (ребенок) с ДЦП

Страдающий ДЦП, дэцэпэшник, 

Парализованный, глухой или слепой

Человек, использующий инвалидную коляску

Прикованный к коляске

Человек с ментальной инвалидностью, ребенок с особенностями  (психического, эмоционального) развития

Жертва болезни или несчастного случая

Страдающий заболеванием

При общении с любым человеком мы определяем его через личные, а не физиологические качества.  Так, называя человека «инвалидом», мы даем ему  определение, которое переводится, как «неспособный». «Инвалидность» же  – это не определение, а описание  физиологического  состояния, в котором человек находится в данный момент. И говоря «человек с инвалидностью», мы ставим на первое место слово «человек», подразумевая, что речь идет в первую очередь о человеке, жизнь которого не ограничивается этой самой инвалидностью. 
По той же причине некорректно использовать определения человека через болезнь – «даун», «слепой», «парализованный».
Следует понимать разницу между терминами, обозначающими статус человека, «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями здоровья».
Человек с ОВЗ
Инвалид
Изначально был принят в сфере образования. Сейчас употребляется во всех сферах, но не имеет легитимности.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Легитимный (принят в законодательстве)
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
«лицо с ограниченными возможностями здоровья, имеющее проблемы при развитии физиологических или психологических функций организма и его структур, их существенные отклонения и утрату. Задержка и отставание в процессе развития»
Присваивает медико-социальная экспертиза (МСЭ)
«лицо, имеющее нарушения здоровья, со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты»
Экспертная оценка физического и психоэмоционального развития лица, имеющего отклонения, препятствующих получению образования без создания особых (специальных) условий образовательного процесса (степень ограничения функций и возможностей)
Экспертная оценка состояния здоровья и жизнедеятельности человека, проведенная с применением специальной процедуры, установленной нормативно правовыми актами и зафиксированной в документе установленной формы (группа инвалидности)
Льготы
Обеспечение специальных условий получения образования для лиц, имеющих определенные нарушения в физическом или психоэмоциональном развитии (классификации, адаптивные программы обучения и т.д.)
Льготы и Выплаты
Обеспечение государственных гарантий, социальной защиты, социальной поддержки, мер социального обеспечения (пенсии, ТСР, преференции и т.д.)
Следует отметить, что «инвалид» как термин, определяющий статус человека уместен лишь в специализированных учреждениях, при определенных условиях или в медицине.
Быть естественным и непринужденным в разговоре. Следует общаться с человеком с инвалидностью на равных, как со взрослыми. На ВЫ. Не надо говорить излишние комплименты и использовать уменьшительно-ласкательную форму.
Рекомендации для категорий «К» и «О» (граждане, передвигающиеся на кресло-колясках, и граждане с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
Рекомендации для категории «С» (граждане с нарушениями зрения)
Рекомендации для категории «Г» (граждане с нарушениями слуха)
Рекомендации для категории «У» (граждане с ментальными расстройствами)
Заключение
Инвалиды отдельных категорий, без серьезных ментальных нарушений, имеют такие же потребности, что и люди без инвалидности. Им также хочется любви, уважения, самореализации, хорошо выглядеть, быть полезным обществу.
Конечно, проще произнести «инвалид», чем «Человек, имеющий статус «инвалид»». Но ведь все эти неудобные дополнительные предлоги – это такие мостики, которые незаметно переводят от чувства жалости, сострадания или негатива – к уважению и нормальному человеческому общению.
Вы здесь: Главная МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию условий для эффективной̆ коммуникации с инвалидами по слуху, зрению, использующими для передвижения кресло-коляску, с нарушениями умственного развития и с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Прокрутить влево
Прокрутить вправо
Полезная информация
 2019 - 2021 бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Октябрьский районный комплексный центр социального обслуживания населения»
Сайт oktkcson.ru является официальным сайтом Октябрьского районного комплексного центра социального обслуживания населения
Электронная почта mail@oktkcson.ru является официальной электронной почтой Октябрьского районного комплексного центра социального обслуживания населения
Все материалы сайта доступны по Лицензии о распространении информации.
Ограничение по возрасту: 18+ | Сегодня: 03 декабря 2021 года, пятница
Представительства в социальных медиа
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз